В сентябре группа компаний "Армадилло", специализирующаяся на доставке грузов, начнет заниматься их регулярной отправкой в Европу. На международный рынок компания выйдет с помощью новых акционеров - французской Geopost и турецкой Yurtici Cargo. Однако мировые игроки, занятые в экспресс-доставке, считают, что новый участник рынка вряд ли потеснит их позиции. Отправляясь на выставку Transport Logistic в немецкий Мюнхен, представители группы компаний "Армадилло" решили не изобретать велосипед и выбрали на роль сувенира для посетителей матрешку - раскрученный символ нашей страны на Западе. Купили сотню брелков с матрешками, но при попытке переслать их в Баварию возникли проблемы с таможней. Оказалось, что по российскому законодательству брелки - подакцизный товар. В результате сотрудникам "Армадилло" пришлось везти сувениры в собственных чемоданах. Особенности национальных таможенных правил всегда считались основным препятствием для развития бизнеса компаний, специализирующихся на доставке грузов из России за границу и обратно. Предвидя сложности перед стартом регулярной отправки посылок в Европу, глава "Армадилло" Сергей Круглов говорит, что компания начнет работу с недорогих грузов, а потом перейдет к более ценным. Бизнес "Армадилло" начинался с поставки нефтедобывающего оборудования из Техаса в Сибирь. В начале 1990-х годов в России единственными, кто мог расплачиваться со своими поставщиками реальными деньгами, оказались нефтяные компании. Потому ими активно интересовались западные поставщики. Правда, с доставкой заказов возникала проблема. На тот момент существовала лишь одна организация, которая предоставляла такого рода услуги на территории СССР - "Союзвнештранс". Как традиционно советская структура, компания была неповоротлива, планы в ней согласовывались долго. В результате американцы стали набирать под проект свою команду экспедиторов, что и считается началом создания "Армадилло". Армадилло - одно из названий броненосца, обитающего в Техасе и являющегося символом этого штата. Приглашать специалистов американцам пришлось из того же "Союзвнештранса". К моменту создания компании будущий генеральный директор "Армадилло" Сергей Круглов 10 лет проработал в этой структуре и знал правила перевозок внутри России. "В начале 1990-х я уже понимал, что существующая традиционная система неперспективна, поэтому, когда мне предложили работать в этом проекте, я согласился", - рассказывает Круглов. После первых выполненных заказов экспедиторский бизнес был выделен в самостоятельную компанию. Ее владельцы или акционеры никогда не афишировались, упоминалось лишь, что это частные лица. В значительных вложениях в материальные активы не было необходимости: для создания и развития компании в первую очередь были нужны люди, которые знали правила оформления и перевозки грузов. На крупногабаритных грузах "Армадилло" училась работать на российском рынке перевозок, который нередко требовал нестандартных решений. "Однажды нам пришлось доставлять геологоразведочное оборудование в Архангельскую область. Мы довезли его до Нарьян-Мара, а оттуда - по северному морскому пути на барже. В том месте, где надо было разгружать оборудование, не оказалось пристани. В результате нам приходилось ждать отлива, и когда баржа опускалась, мы перевозили оборудование на берег. Тогда все боялись, что мы не успеем разгрузить баржу к концу навигации, которая длится всего два месяца, а мы начали плавание в середине этого срока. Если бы не успели, баржа могла вмерзнуть в лед, и нам пришлось бы оплачивать ее простой в течение девяти месяцев, хотя реально мы баржей пользовались всего три недели", - вспоминает Круглов. Выполняя заказ по перевозке техники для "Тенгизшевройл" в Казахстан, "Армадилло" и вовсе пришлось построить 5 км железнодорожных путей, реконструировать и укрепить 15 км полотна. Особенности бизнеса в российских условиях в итоге заставили "Армадилло" начать работу в сегменте небольших посылок. "Некоторые детали, например блоки управления, приходилось отправлять отдельными посылками не по морю, а авиатранспортом, чтобы их не повредили. Фактически так мы и попали на рынок перевозки небольших грузов", - рассказывает генеральный директор. Бизнес, связанный с нефтехимическим оборудованием, цикличен. Когда спрос на перевозку такой техники упал, "Армадилло" окончательно переместилась в средне-весовой сегмент. Работали преимущественно с некрупными клиентами, в частности, с дистрибуторами компьютеров и оргтехники, которым нужно было доставлять продукцию из Москвы в регионы. <--subtitle-->Риск по-шведски В сегмент регулярной экспресс-доставки "Армадилло" попала в 1998 году, когда вместе с новыми акционерами - Шведской почтой - был запущен бренд BizPak. У себя на родине шведам некуда было расти, и они начали расширять бизнес в Прибалтике, Польше и России. У прибалтов компании по экспресс-доставке создавались с нуля, в России новые игроки попытались работать совместно с национальной почтой. Но из-за кардинального несовпадения бизнес-систем двух почт партнерство распалось. Позднее шведы вышли на "Армадилло", пик переговоров о новом бизнесе пришелся на сентябрь 1998 года. "Представляете, в России все рушится после кризиса, а мы сидим и обсуждаем со шведами миллионные инвестиции. У нас в компании тогда работало всего 150 человек, мне казалось, что шведы сидели и думали, что завтра мы исчезнем с рынка. Однако они поверили в нас", - рассказывает Круглов. В результате 25% акций "Армадилло" были куплены Шведской почтой, совместно была создана новая компания - "Армадилло Бизнес Посылка" (бренд BizPak), которая стала развивать сеть экспресс-доставки грузов. 80% акций в ней принадлежало Шведской почте, 20% - "Армадилло". Инвестиции в BizPak составили около $5 млн. Основные затраты пришлись на создание информационной базы, которая позволяет компании отслеживать каждый груз на различных этапах его следования. Возможность увидеть, в каком именно месте сейчас находятся мониторы для компьютера или коробки с мобильными телефонами, считается одним из главных показателей для компаний по экспресс-доставке. Немного меньших вложений потребовала аренда терминалов, оплата услуг партнеров, предоставивших транспорт. До 2003 года включительно BizPak был убыточным. По словам Круглова, вложения в экспресс-доставку в любой стране окупаются медленно, поскольку сначала создается сеть и лишь с течением времени она наполняется посылками. Шведы так и не дождались прибыли. В декабре 2003-го совет директоров почты принял решение сосредоточить бизнес на Скандинавских странах, активы в Восточной Европе выставили нпродажу. Первую прибыль "Армадилло" получила в следующем 2004 году, когда ее владельцами уже стали французская Geopost и турецкая Yurtici Cargo. Сумма сделки не разглашалась, но как заметил один участников прибалтийского рынка экспресс-доставки, шведам удалось вернуть свои вложения и получить прибыль. <--subtitle-->Франко-турецкое внедрение С помощью "Армадилло" Geopost и Yurtici Cargo, до сих пор не работавшие в России, намерены выйти на новый для себя рынок. Точных оценок российского сегмента экспресс-доставки нет, однако, по некоторым данным, его объем достигает $300 млн. Но главное его достоинство - ежегодный рост на треть. Глава Geopost Клод Бегле заявил о том, что в ближайшие два года для продвижения в России будет инвестировано от 20 до 50 млн. евро. По мнению отдельных игроков, если бы Geopost промедлила еще немного, то выход в Россию ей бы обошелся гораздо дороже. "Армадилло" интегрируют в европейскую сеть доставки Direct Parcel Deliver, которая также сейчас принадлежит французам. Новую услугу по регулярной доставке посылок в Европу "Армадилло" запустит в сентябре. Компания и до прихода новых акционеров занималась отправкой грузов в другие страны, но их везли преимущественно самолетами. Сейчас же авиатранспортом посылки будут доставлять, например, во Франкфурт, а дальше - уже автомобилями по системе DPD практически во все страны Европы. Сначала услуга будет доступна клиентам в Москве, Санкт-Петербурге и еще в восьми российских городах. Однако к концу года вся сеть BizPak, а в нее входит 250 российских городов, будет вовлечена в бизнес DPD. Правда, придя в Россию, французы вряд ли будут продвигать новый бренд. Бегле говорит о том, что, приобретая активы в новой стране, Geopost стремится сохранить существующее имя и не тратиться на ребрендинг (например, в Прибалтике услугу DPD предоставляют под маркой BizPak). Однако в России существует два бренда - "Армадилло" и BizPak, к тому же французы в прошлом году приобрели еще пакет в 70% акций в компании "Гарантпост". Новые инвесторы теперь утверждают, что к концу года, возможно, сольют все свои покупки в одну команду. В "Гарантпосте" подобную перспективу развития комментировать отказались. Правда, объединить каким-либо образом "Армадилло" и "Гарантпост" сложно, поскольку они работают с разными грузами. У первых доля "тяжелых" посылок от 30 до 1500 кг составляет 80%, у вторых же 96% бизнеса приходится на легкую корреспонденцию. DPD в Европе оперирует грузами до 31, 5 кг. Как говорит Клод Бегле, партнерство с "Армадилло" дает возможность Geopost начать работу в более тяжелом весовом сегменте, хотя пока только на территории России. Доставка "не бумаги" привлекательна, поскольку с развитием электронных средств связи необходимость в отправке большого количества корреспонденции отпадает. Правда, риски при перевозке товаров выше. "Если компания при экспресс-доставке потеряет документ, то она возместит стоимость бумаги, на которой он напечатан. Если у нас пропадет груз, то нам придется возместить его стоимость. У нас, например, однажды украли 37 кг мобильных телефонов, их получили по поддельным накладным. Мы заплатили за товар владельцу", - рассказывает Круглов. На среднюю и тяжелую весовую категорию уже положили глаз и другие игроки, появившиеся на местном рынке задолго до французов. У UPS, например, более 50% грузов в "тяжелом" весе. City Express раньше сдерживала подобных клиентов высокими тарифами, однако сейчас тоже активизировалась в этом сегменте. DHL в прошлом году предложила специальные программы для тяжеловесов. Главным преимуществом своего продукта в "Армадилло" считают более низкую стоимость. Хотя время перевозки, по сравнению с конкурентами, может несколько увеличиться. Старожилы рынка считают, что приход в Россию Geopost и продвижение нового продукта вряд ли изменит устоявшиеся позиции. "Быстро растущий рынок внутренних перевозок дает больше возможностей для развития. В Европе DPD конкурент UPS в тех случаях, когда доставка может быть осуществлена автомобильным транспортом. В межконтинентальных перевозках и срочной авиадоставке их позиции заметно слабее", - говорит глава представительства UPS в России и СНГ Иван Шацких. Назвать сейчас доли игроков на российском рынке невозможно, поскольку глобальные компании не считают результаты по отдельным странам, а всех российских транспортников статистика пока не охватила. Как заметила представительница одной из фирм: "Каждая компания приблизительно оценивает свою долю рынка, однако в сумме почему-то всегда получается не менее 300%". В "Армадилло" считают, что их новой услугой - доставкой грузов за рубеж - в первую очередь заинтересуются те клиенты, которые уже работают с компанией по России, в частности, фирмы, торгующие мобильными телефонами, компьютерами, косметикой, запчастями для автомобилей. Параллельно с вовлечением своих заказчиков в новую европейскую сеть "Армадилло" будет пытаться более активно продвигать бизнес внутри страны. Одна из задач - получить транспортную составляющую крупных торговых сетей, когда этот вид деятельности будут отдавать на аутсорсинг. "В Европе многие торговые сети уже не имеют собственных складов и парка машин, доставку в магазины осуществляют транспортные компании. Преимущество схемы в том, что каждый товар можно завозить не по графику, а по мере его продажи в магазине", - говорит Круглов. Хотя пока далеко не все российские сети готовы принять такой стандарт. "На данный момент мы сами сможем все это сделать оптимальнее, чем транспортные компании. Я считаю, что независимым операторам пока не удается качественно и по приемлемым ценам обеспечивать всем необходимым ассортиментом, а эффективно влиять на качество их услуг мы не сможем", - полагает руководитель службы логистики группы компаний "Виктория" Петр Андросов. В любом случае, как при выходе в Европу, так и при расширении внутри России, клиентами "Армадилло" будут компании, а не частные лица. Но Круглов предполагает, что в будущем они смогут внедриться и в сегмент В2С, например, заниматься доставкой покупок из Европы и России, совершенных через Интернет. Выполняя заказ по перевозке техники для "Тенгизшевройл" в Казахстан, "Армадилло" пришлось построить 5 км железнодорожных путей. <--subtitle-->Что такое группа компаний "Армадилло" Год основания: 1991 специализация: доставка посылок и грузов Оборот в 2004 году: 22 млн. евро Сильные стороны: диверсификация грузового портфеля, сильный европейский инвестор Слабые стороны: необходимость развивать сразу два бренда внутри России Основные конкуренты: UPS, DHL, Pony Express, City Express <--source-->Компания <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований