Шесть месяцев, полет нормальный. Как порты Балтики поделили грузооборот

Версия для печати

Стивидоры Балтики, похоже, оклемались от шока санкций, и взялись бороться за жизнь. Печальная картина падения грузооборота по итогам 2022 года в первом полугодии 2023-го демонстрирует явное оживление: все вместе, балтийские стивидоры перегрузили 131 миллион тонн, прирастив к прошлогодним показателям почти 10 миллионов.

Впрочем, везет не всем: вчерашние лидеры на местах проваливаются, уступая место более удачливым стивидорам.

Грузооборот портов Петербурга

Грузооборот морских портов Петербурга по итогам 1 полугодия 2023 года вырос на 4,4 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 22,3 миллиона тонн.

Если же присмотреться к разбивке грузов по видам, перевалка сухих грузов выросла на 6,5 % с грузооборотом в 17,5 миллиона тонн, по части же грузов наливных показатели по полугодию демонстрируют отрицательную динамику с падением в 2,4 % — 4,7 миллиона против 4,9 миллиона год к году.

Лучшие показатели прироста грузооборота продемонстрировали четыре петербургские стивидорные компании, среди которых лидирующие позиции принадлежат АО "Морской порт Санкт-Петербург", специализирующемуся на всех видах сухих грузов:

  • АО "Морской порт Санкт-Петербург" (4,6 миллиона тонн против 3,89 в 1 полугодии 2022-го, +18,4 %);
  • АО "Нева-металл" (1,4 миллиона тонн против 0,78 миллиона, +84,2 %);
  • ООО "Феникс" (1,57 миллиона тонн против 0,9, +73,1 %);

Отдельно в этой группе стоит выделить ОАО "Балтийский судомеханический завод". Стартовав в прошлом году с кукольными цифрами, в первом полугодии 2023-го со своими объемами перевалки удобрений он показал десятикратный рост — 0,68 миллиона тонн против 60 тысяч годом ранее.

Суммарный рост грузооборота этой четверки составил 2,66 миллиона тонн, а общий объём переваленных грузов, 8,32 миллиона тонн — это чуть больше трети от объема всех грузов Большого порта Петербурга.

Еще семеро игроков рынка держатся в строю крепкими середнячками, лишь понемногу наращивая объемы.

  • АО "Балтийский Балкерный терминал" (1,87 миллиона тонн в 1 полугодии 2023-го против 1,6 миллиона год к году, с приростом в 16,2 %);
  • ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (2,8 миллиона тонн против 2,66 миллиона, с приростом в 6,4 %);
  • ООО "Терминал Морской рыбный порт" (1,0 миллиона тонн против 0,83 годом ранее, прирост составил 19,6 %);
  • АО "Петербургский нефтяной терминал" (4,02 миллиона тонн против 3,8 миллиона, +4,1 %).

Замыкают крепкую семерку три "малыша" — ООО "МГС-Терминал", ООО "Терминал Святого Петра" и АО "Коммерческий центр, транспорт и лес". Суммарно их грузооборот за полугодие составил 0,6 миллиона тонн, с приростом в диапазоне 6,2–20,1 %.

Суммарно группа перевалила за полгода 10,5 миллиона тонн грузов, это почти половина всего грузооборота порта.

Среди тех, чьи объемы, увы, пока падают, восемь игроков рынка. Причем хуже всего ситуация с грузоперевозками именно у корифеев: показатели АО "Петролеспорт" просели на 16,3 % с 1,8 миллиона тонн в 1 полугодии 2023-го против 2,2 миллиона годом ранее, АО "Первый контейнерный терминал" потерял 71,7 % грузооборота — 0,6 миллиона тонн против 2,2 за аналогичный период 2022-го. Треть объемов потерял ЗАО "Интерферрум-Металл": 0,4 миллиона тонн в этом году против 0,74 годом ранее.

По остальным игрокам расклад такой:

  • ООО "Балтийский порт" просел на 7,5 %, 94,1 тысячи тонн против 101;
  • ООО "Моби Дик" — на 30,6 %, 92,6 тысячи тонн против 123 годом ранее;
  • ООО "Балтимор" потерял 34,1 %, перегрузив 289 тысяч тонн в этом году против 323 год к году.

Грузооборот портов Балтики

В портах Балтики за пределами Петербурга картина более оживленная.

Грузооборот главного и единственного порта Приморска, ООО "Приморский торговый порт", на 60,63 % принадлежащего ПАО "Транснефть", за полгода прирос на 3,7 миллиона тонн, или 12,2 %: 34,2 миллиона тонн в этом году против 30,4 миллиона годом ранее.

Порту "Усть-Луга" удалось нарастить объемы грузоперевалки на 9,2 %, с 58,3 миллиона тонн в прошлом году до 63,7 миллиона в этом. Причем среди 13 игроков главных драйверов, показавших наибольший прирост объемов, здесь всего трое:

  • ООО "Невская трубопроводная компания", 26 % доли в которой также принадлежит ПАО "Транснефть", сумела повысить объемы перевалки нефти на 13,4 %: с 15,4 миллиона тонн в 1 полугодии прошлого года до 17,4 миллиона тонн в 2023-м;
  • хаб удобрений ООО "Ультрамар", на 55,06 % принадлежащий Андрею Бонч-Бруевичу и сотрудничающий с "ФосАгро", "Уралхим", "Акрон" и "Уралкалий", нарастил обороты почти вдвое: с 5,6 миллиона тонн в 1 полугодии 2022-го до 10,1 миллиона в 2023-м;
  • АО "Ростерминалуголь", которым управляет Уральская горно-металлургическая компания, увеличила объемы перевалки угля на 12,4 %: 10,9 миллиона тонн в этом году против 9,7 миллиона годом ранее.

Прирос в 1,5 раза и Выборгский порт. У угольного ООО "Порт Логистик" 0,4 миллиона тонн в прошлом году против 0,65 в этом.

Порт Высоцк, напротив, теряет. Падение показателей по полугодию продемонстрировали все три игрока: ООО "Криогаз-Высоцк", актив ПАО "Новатэк", ООО "Порт Высоцкий", учрежденный бизнесменом Андреем Поляковым, и ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II", которым управляет ООО "Лукойл-транс".

Причем, если на фоне малых объемов перевалки "Криогаз-Высоцк" падение в 5,5 % не столь ощутимо, то у двух других это чувствуется сильнее:

  • ООО "Порт Высоцкий" потерял 36,7 %, спустившись с показателя 1,5 миллиона тонн по итогам 6 месяцев 2022 года до 0,9 миллиона тонн в 2023-м;
  • ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II" уменьшил объемы почти на миллион тонн, или на 14,2 %: с 6 миллионов тонн до 5,1.

Наметилось падение и в порту Калининграда: в общей массе грузооборот снизился на 4,4 %, с 4,7 миллиона тонн в 2022-м, до 4,4 в 2023-м. Причем из 12 игроков заметнее других показатели упали у двоих:

универсальный АО "Калининградский МТП" перевалил почти на 30 % меньше — с 0,82 миллиона тонн в 2022-м до 0,59 миллиона в 2023-м. Возможно, на снижении объемов мог сказаться скандал с арестом 46,5 % акций АО "Калининградский МТП", разразившийся в марте этого года;
вдвое снизил перевалку актив "Лукойл-Транса", ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал": с 0,45 миллиона тонн в прошлом году до 0,23 миллиона в этом.

Успешнее других на общем фоне выглядит зерновое ЗАО "Содружество Соя" группы "Содружество", которую в 2018 году Forbes связывал с именем богатейшего бизнесмена Калининградской области Александра Луценко: за 6 месяцев 2023 года компания нарастила грузооборот на 7,9%, с 1,8 миллиона тонн годом ранее до 2,04 миллиона в 2023-м.

Фонтанка

Показать больше