Поводом для этого стало сокращение числа свободных контейнеров в Китае и большие "пробки" на границах, пишет Infotrans Media Belarus.
РБК направил запросы в пресс-службы "Трансконтейнера", FESCO, "Оптималога" и "Первой грузовой компании".
По словам директора по продажам РТСБ-Рус Евгения Баркова, "несколько увеличились ставки на пользование контейнерами, российские и казахские операторы железнодорожного подвижного состава повысили свои ставки на грузовые перевозки". Помимо прочего, по его словам, Казахстанские железные дороги повысили транзитные ставки на транспортировку крупнотоннажных контейнеров из Китая в Россию и Белоруссию.
"Мы не наблюдаем повышение цен по маршрутам, на которых работает наша компания", — заключил Барков.
Как сообщил РБК источник в "РЖД Бизнес Актив", в компании не наблюдают резкого роста тарифов на железнодорожные контейнерные перевозки из Китая в Россию, "тем более в пределах заявленных $500–800". "В Китае действительно есть нехватка контейнеров, из-за чего увеличивается стоимость их предоставления под перевозку. Однако это предмет коммерческих договоренностей между участниками рынка", — сказал собеседник агентства.
Основатель, старший партнер компании Optimalog Георгий Властопуло сообщил РБК, что главными причинами повышения Китаем тарифов на железнодорожные и морские грузоперевозки в Россию стали нехватка оборудования и желание получить дополнительную прибыль.
"С начала кризиса в Красном море срок оборачиваемости контейнеров увеличился, по разным оценкам, от 20 до 25%. Раньше он составлял около 100 дней, сейчас это примерно 120–125 дней. Понятное дело, увеличившийся срок оборачиваемости контейнерной тары влияет на достаточность контейнерного оборудования для отправки экспорта из Китая", — заявил эксперт.
По его словам, в России "крайне мало контейнерного экспорта" и наблюдаются "запруженные пустыми контейнерами терминалы". При этом Властопуло отметил высокий уровень импорта из Китая, что, по его словам, и стало причиной повышения тарифов.
"Но на наш взгляд, более весомая причина заключается в том, что Китай для России сейчас главный торговый партнер по импорту и экспорту (мы сейчас говорим про контейнерную торговлю). Очевидно, что в такой парадигме, что называется, грех не заработать. Именно поэтому мы и видим, как Китай поднимает тарифы", — считает основатель Optimalog. По его словам, речь в первую очередь идет о Китайских железных дорогах — государственной структуре, действия которой "согласованы на достаточно высоком уровне".
При этом рост тарифов на морские грузоперевозки значительнее, чем по железной дороге, и достиг порядка 20%, отметил эксперт. "В итоге получается, что нам деваться некуда: у нас всего два глобальных маршрута перевозки грузов из Китая — по морю преимущественно через порты Владивостока и наземным транспортом, преимущественно железнодорожным, через Забайкальск, Казахстан и Монголию. Других вариантов доставки контейнерных грузов из Китая у нас нет, поэтому Китай и повышает цены, понимая, что нам все равно придется продолжать покупать товары, переплачивая за логистику", — сказал Властопуло.
Вместе с тем он исключил рост стоимости товаров также на 20%, "там нет прямой зависимости". "Конечно же, она [зависимость] есть, но совершенно не такая, как нас обычно пугают", — сказал эксперт.
По его мнению, наиболее серьезной проблемой для России являются сложности с оплатами, которые "ведут к нарушению ритмичности логистики". "Мы уже увидели по результатам марта минус 15% оборота в импорте, по апрелю, скорее всего, нас ждут аналогичные цифры, если не больше. Но российский бизнес и это "съест", так как деваться ему особо некуда", — заключил основатель Optimalog.
Согласно данным таможенной статистики Китая, экспорт товаров в Россию за 2023 год вырос почти в 1,5 раза и составил $111 млрд. Почти 60% приходится на импорт автомобилей, оборудования и транспортных средств. Доля Китая в товарообороте России оценивается почти в треть.
В начале 2024 года госбанки Китая ужесточили комплаенс в отношении российских контрагентов. Поводом стал указ президента США Джо Байдена о санкциях против иностранных финансовых учреждений за помощь в проведении сделок для подсанкционных российских лиц или за содействие поставкам определенных материалов и оборудования военно-промышленному комплексу России. Москва считает западные ограничения незаконными и требует их отменить.
РБК